Янтарная комната: история создания и тайны

Мебель в янтарной комнатеРоссийские императоры жили в Санкт-Петербурге в роскошных дворцах и любили окружать себя изысканными предметами интерьера. Монаршие покои поражали людей, оказавшихся там, богатой отделкой. Одним из самых живописных дворцовых помещений считалась янтарная комната.

История создания подлинной янтарной комнаты

Второе название шедевра архитектуры – янтарный кабинет. Он имеет огромную ценность. Одна ее часть выражается в денежном эквиваленте, а вторая – в ценности для мировой истории. Уже три века императорская комната символизирует характер отношений России и Германии. Детали изысканного помещения были изготовлены прусским мастером, а затем преподнесены в дар российскому императору. И долгое время являлись символом богатства русских монархов. Во времена Великой Отечественной войны исчезновение шедевра ювелирного искусства было связано с действиями немецких солдат. А в 21 веке произведение искусства вновь возродилось руками русских умельцев.

Практически все упоминания о подлинной комнате из солнечного камня овеяны загадками, предположениями, легендами и странными смертями. История создания великолепной комнаты так же не стала исключением из этого правила. На данный момент историки выдвигают два варианта авторства роскошных апартаментов. Согласно первому, творцом являлся главный зодчий Пруссии – Андреас Шлютер. А по второму – архитектор И.Ф. Эозандер. Но не сохранилось исторических документов, подтверждающих подлинность этих версий.

Известно только одно, что в начале XVIII века по приказу короля Фридриха I перестраивалась королевская резиденция. Для придания особого шика одну из комнат было решено украсить янтарем. Уникальные панели из окаменевшей смолы древних деревьев отделывались десятилетие не одним умельцем.

Картина в янтарной комнате

Но со смертью короля в 1713 году работы прекратились по приказу взошедшего на трон Фридриха Вильгельма, осудившего расточительность отца. А уже созданные мозаичные янтарные панно с изящными орнаментами в виде цветочных гирлянд и вензелей отправились на склад.

Но прагматичный новый король не хотел, чтобы вещь, в которую уже было вложено много средств, никак не использовалась. В январе 1717 года Фридрих Вильгельм подарил янтарную роскошную комнату Петру 1 как знак укрепления взаимовыгодного союза России и Пруссии.

Презент в разобранном состоянии вместе инструкцией о распаковывании и монтаже отправился в Санкт-Петербург, где три десятилетия хранился в Летнем дворце. О шедевре ювелирного искусства вспомнили после вступления на российский престол императрицы Елизаветы Петровны. Она повелела украсить янтарными панелями комнату в Зимнем дворце.

Ответственное дело поручили знаменитому в те времена архитектору Франческо Растрелли и итальянцу Алексу Мартелли. Но существующих фрагментов отделки на полное оформление императорских покоев не хватило. Тогда прусский монарх, знав о проблеме, преподнес Елизавете Петровне раму из солнечного минерала. Этот эффектный презент и дополнил ансамбль. К тому же Растрелли и Мартелли добавили в интерьер разукрашенные зеркала и расписали несколько панно «янтарными» красками разных оттенков — от светло-прозрачного лимонного до темно-желтого. Только в 1770 году роскошные янтарные апартаменты, выполненные в стиле барокко и рококо, приобрели законченный вид.

Творение мастеров так понравились императрице, что она решила разместить янтарный кабинет в одной из комнат дворца, расположенном в Царском Селе.

Поэтому хрупкие мозаичные панно, панели и мебель рабочие вновь демонтируют и аккуратно упаковывают в ящики. Поклажа вручную переносится на новое место. Но и здесь возникают проблемы с нехваткой элементов декора ввиду того, что площадь нового помещения превысила размеры предыдущего. Снова талантливые русские мастера заполняют пустующие места комнаты холстом, изукрашенным «под янтарь».

Интерьер янтарной комнаты

А при царствовании Екатерины II создаются дополнительные панели из натурального камня, и янтарная императорская комната в Екатерининском дворце обретает свой окончательный вид. Она служит местом для приема иностранных делегаций. Зарубежные гости, впервые вступившие в богато украшенные хоромы, поражаются их солнечной красоте. Иностранцы просто очаровываются красотой и изяществом предметов интерьера:

  • янтарными панно на стенах;
  • картинами в великолепных рамах с изображениями Зрения, Вкуса, Слуха, Осязания и Обоняния человека;
  • шкатулками и ларцами, отделанными минералами из окаменевших смолистых капелек на древних деревьях;
  • флорентийскими мозаиками из полудрагоценных камней;
  • зеркальными пилястрами;
  • янтарными столиками с посудой из китайского фарфора;
  • люстрами и подсвечниками из сверкающего золота, декорированными желтыми кристаллами.

Вся эта прелесть умещалась на площади около 85 квадратных метров и была расположена в два яруса. Сохранность императорского кабинета обеспечивал смотритель, знающий все тонкости ухода за солнечным минералом.

После прихода к власти большевиков Царское Село было переименовано в Пушкин, а Екатерининский дворец стал музеем. Судьба произведения искусства стала складываться очень драматично. Из-за отсутствия денежных средств реставрационные работы в уникальной комнате не проводились, и некогда великолепные хоромы ветшали.

Исчезновение и версии местонахождения

В самом начале Великой Отечественной войны Пушкин оккупировали немецкие войска. Согласно нормативно-правовым актам о пополнении музеев рейха все предметы интерьера, янтарные мозаики и панно были вынесены из музея, тщательно упакованы и вывезены в Кенигсберг, который являлся столицей Восточной Пруссии. Ведь нацисты не только захватывали государства, но и вывозили культурные и прочие ценности с оккупированных территорий. С тех пор практически все следы янтарного кабинета теряются.

На данный момент историки выдвигают несколько предположений о местоположении шедевра ювелирного искусства.

  1. Тайник с янтарным кладом находится в Калининградской области (после победы советских войск Кенигсберг переименовали в Калининград, а область стала Калининградской). Вплоть до середины 80-х годов 20 века многочисленные кладоискатели – одиночки и представители различных исторических организаций искали уникальную комнату около города, куда она была вывезена из Екатерининского дворца. Но поиски не увенчались успехом.
  2. В истории с исчезновением явно прослеживается американский след. Большинство современных краеведов считают, что янтарный шедевр был доставлен в США. Там он и хранится до сих пор. Подтверждением данного утверждения является тот факт, что немецкий фермер Георг Штайн искал янтарный кабинет два столетия. Упорному кладоискателю удалось обнаружить сенсационные документы, приоткрывающие тайну местонахождения предметов интерьера из монарших покоев. Об этом счастливчик сообщил в письме своему другу. Причем, Штайн написал: «Янтарные вещи уже давно находятся в Америке». Но когда мужчина решил обнародовать полученные факты, его нашли мертвым со вспоротым животом. Естественно, что никаких документов не было найдено.
  3. Императорская комната спрятана гитлеровцами на территории Польши около населенного пункта по названием Даргобондз.
  4. Произведение искусства было благополучно доставлено на земли Третьего Рейха. Власти современной Германии скрывают от мирового сообщества местонахождение украденного убранства.
  5. Запасники музеев бывшего СССР скрывают большинство фрагментов янтарных покоев. Но последователи данной версии забывают, что власти Российской федерации потратили огромные денежные средства на восстановление исторического памятника.
  6. Поиски и ресторация

Резьба по янтарю

После лихих военных лет очень многие люди пытались вести поиски комнаты из смолы древних хвойных деревьев. Все подвалы и подземелья территорий, на которые могло попасть янтарное сокровище, были обследованы. Но никаких следов бесценного кабинета так и не было найдено.

Естественно, что поисковики обращались к тем, кто эвакуировал янтарные предметы декора из дворца. Но реальные участники тех событий странным образом погибали или пропадали безвести. Так исчезли все люди, которые могли бы рассказать о судьбе прекрасного произведения искусства.

Умирали писатели и журналисты, заинтересовавшиеся судьбой вещей из солнечного минерала. Пауль Энке – создатель сенсационного произведения «Репортаж об украденной императорской комнате» — погиб сразу после издания книги. А русские контрразведчики не раз выходили на след шедевра. Но как только они подбирались к разгадке места нахождения пропажи из дворца, то просто – напросто исчезали бесследно.

Идеи воссоздания янтарного культурного наследия зародились еще в 70-х годах прошлого столетия в головах советских правителей. По указу Совет Министров РСФСР 1983 год стал временем начала задуманного. Было решено определить общий вид уникальной комнаты и элементы декора в деталях по сохранившимся фотографиям и негативам.

К концу 20 века были выполнены работы, составляющие только 40% всего объема запланированной деятельности. Это объяснялось отсутствием нужного финансирования. Только помощь германских концернов помогла выйти из кризисной ситуации и продолжить работы в комнате из солнечного минерала. Немецкие бизнесмены взяли на себя дополнительные расходы, чтобы частично ликвидировать неблагоприятные последствия вывоза ценностей из СССР во время Великой Отечественной войны.

В это же время в Германии было обнаружено несколько предметов, созданных из солнечного кристалла. Экспертиза доказала, что эти вещи действительно были в янтарных императорских покоях. Как жест доброй воли немецкие власти передали исторические ценности российским реставраторам.

Узор из янтаря

К маю 2003 года восстановление комнаты из смолы древних деревьев завершилось. Во время торжеств в Санкт-Петербурге президент России и канцлер Германии торжественно открыли воссозданную реликвию. Этим событием и завершился двадцатилетний период упорного труда русских реставраторов.

В настоящее время посещение роскошных апартаментов разрешено с одним условием – в помещении нельзя фотографировать. Музейные работники объясняют такое решение тем, что яркие вспышки пагубно влияют на окаменевшую ископаемую смолу.

Интерьер современной янтарной комнаты

Сейчас янтарная отреставрированная комната находится в русской культурной столице – Санкт-Петербурге. Любой желающий может прийти на экскурсию в Екатерининский дворец и своими глазами увидеть изысканную комнату.

Причем, историки утверждают, что новодел оказался нисколько не хуже оригинала. Современный интерьер полностью копирует тот, который был при российских императорах.

Янтарная комната в Санкт-Петербурге

Во времена рождения чуда из солнечного кристалла мало кто мог предположить, что комнате уготована столь фантастическая и невероятная судьба. Три столетия достопримечательность Спб находится в центре внимания журналистов, режиссёров, поисковиков, историков, политиков, полицейских, прорицателей и ясновидящих. Шедевр ювелирного искусства стал главным действующим лицом в сотнях произведений разного жанра, тысячах журнальных и газетных статей,

в десятках документальных и художественных фильмов. Подлинная комната из смолы хвойных деревьев не найдена. И может быть ее история, связанная с загадками и разоблачениями, еще преподнесет людям сюрпризы.

 

Ссылка на основную публикацию